Вечерняя Тверь
№ 39 (576) от 6 - 7 июня 2001
Татьяна Дымова
Ни для кого не секрет, что труд артистов балета, театра, кино, так же как и ученых, ценится у нас очень скупо. Поэтому наряду с утечкой мозгов утечка "балетных ног'' и "смычков" приобретает в России все большие масштабы.
Наш город, видимо, еще "не дорос" до театра оперы и балета. Поэтому многие танцоры, начав здесь свою карьеру в самодеятельных коллективах, упорхнули в Москву или за границу. Наш земляк Дмитрии НЕЧАЕВ, объездив с гастролями Донецкого театра оперы и балета полстраны, прожив в Америке почти 10 лет, вернулся к нам, в Тверь.
- Дмитрий как начиналась ваша танцевальная карьера?
- Танцами я начал заниматься в известном хореографическом ансамбле "Тверичане". Почувствовав, что это мое, поступил в Ленинградское академическое хореографическое училище им. Вагановой на отделение хореографии. Окончив, получил распределение в Донецкий театр оперы и балета. В 1991 году, когда театр гастролировал в Америке, получил приглашение учить и танцевать в одной американской балетной труппе в штате Пенсильвания.
За весь период жизни в Америке я работал по контрактам в разных балетных труппах США, среди которых такая труппа, как Талса-балет, входящая в десятку лучших компаний США. До 1995 года очень много ездил с гастролями. Побывал во многих штатах: в Пенсильвании, Оклахоме, Нью-Джерси, Иллинойсе, Нью-Йорке, Арканзасе. Совершенствовал балетную технику в балетных студиях Нью-Йорка и Бетлехема в штате Пенсильвания.
Авторитет как артиста балета рос постепенно, и вскоре наступило время, когда недостатка в предложениях не было, от некоторых контрактов приходилось даже отказываться.
В США я начал вести мастер - классы, работал как педагог, преподавал как балет, так и характерный танец.
- Как относятся в Америке к русскому балету и, в частности, к русским артистам?
- Русский балет всегда был популярен в США. И это помогает в наработке имиджа. Но без индивидуальных усилий, личной творческой состоятельности никакая мировая слава русского балета не поможет.
Из своего выпуска я знаю всего лишь нескольких человек, которые танцуют здесь, остальные пытаются найти себя за границей. В компании "Талса-балет", в которой я работал последние годы, из 34 человек было четверо артистов из России. Это был поистине интернациональный балет: помимо американских танцовщиков, в труппе были артисты из Канады, Японии, Турции, Швеции, Уругвая, Китая, Филиппин, Франции и т.д. Интересное было время, я открывал для себя многоцветье культур разных народов и стран.
Русский балет - это, в первую очередь, классика: "Лебединое озеро", "Жизель", "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Тысяча и одна ночь", "Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта". Как ребенок учит азбуку, прежде чем читать, так и артист балета без освоения классического репертуара не состоится. Это необходимая школа.
Но сейчас в искусстве балета появились новые, современные течения: джаз-балет, модерн-балет, в которых, наряду с балетными элементами, присутствуют элементы гимнастики и даже акробатики. Балетная техника усложняется. В Америке артист балета должен одинаково виртуозно владеть техникой исполнения как классического, так и современного танца. Репертуарная политика балетных трупп складывается даже в пользу современного балета: так, в труппе "Талса-балет" из восьми балетов, значившихся в репертуаре, было только два классических.
В свое время представление о балете перевернул воспитанник русской балетной школы хореограф Джордж Баланчин, который организовал в Америке балетную труппу "Нью-Йорк-Сити-балет". И хотя, казалось бы, движения человеческого тела неограниченны, найти свой неповторимый хореографический почерк очень сложно. Джорджу Баланчину это удалось. Его бессюжетные балеты популярны во всем мире.
Надо сказать, что современный балет большее развитие получил пока за рубежом, и, в частности, этот фактор, а не только материальный, влечет туда российских артистов. Современный балет - это раскрепощенность и свобода движений, незакомплексованность и отсутствие правил и рамок, сковывающих творческий процесс.
Радует то, что постепенно российская балетная школа поворачивается лицом к современным направлениям: в хореографических училищах вводятся курсы джазового, эстрадного танца, модерн - балета.
- В чем специфика работы балетных трупп на Западе?
- Обостряющаяся конкуренция в шоу-бизнесе, разнообразие зрелищных видов искусства, предлагаемых публике, диктуют свои жесткие условия, поэтому ритм работы балетного артиста там более напряжен. Нет времени не спеша входить в образ, как это делается на репетициях балета у нас, в России. На подготовку нового балета порой отводится всего 1,5 месяца. Труппа дает, как правило, три представления, а дальше - репетиция новой вещи. Поначалу это тяжело, со временем входишь в этот ритм. Если в репертуарах российских балетных театров годами значится шесть-семь балетов, то в американских балетных труппах каждый год ставится шесть новых.
Также в американских балетных труппах нет жесткого разделения на солистов и кордебалет. Каждый солист обязан знать партию кордебалета и наоборот, этим достигается полная взаимозаменяемость.
Жесткий рабочий ритм диктует свои законы: страшно боишься заболеть, получить травму и выпасть из обоймы. В выходные и во время отпуска, чтобы не потерять форму, продолжаешь заниматься балетным классом.
Система обучения хореографии в Америке более демократична, искусством танца можно заняться в любом возрасте, если вы в состоянии оплатить уроки педагога. В то же время талантливые, многообещающие танцовщики, в которых заинтересованы балетные труппы, учась в балетных школах, получают стипендию.
- Есть в американском балете звезды, сравнимые с нашими корифеями балета?
- Американский балет не кует звезд. Когда-то на Западе блистали Рудольф Нуриев, Михаил Барышников - опять же русские танцовщики. Это был необычайный всплеск популярности искусства балета. Американские же танцовщики по причине плотного рабочего графика редко выезжают на балетные конкурсы.
- Сейчас вы не танцуете. Не скучаете по балету, которому отданы лучшие годы жизни?
- Недавно я вернулся в Тверь из-за определенных обстоятельств. Надо сказать, что напряженный ритм жизни артиста балета в Америке не способствует профессиональному долголетию. Многие уходят, не доработав и до тридцати. Я успешно перешел этот рубеж. Конечно, я тоскую по танцу. И хотя моя нынешняя работа не связана с хореографией, я не исключаю возможности возврата в балет.
В Твери я поддерживаю связи со многими танцевальными коллективами, в частности с ансамблем "Романтики" Дворца творчества детей и молодежи. В будущем, возможно, вернусь к работе педагога-хореографа.
Сейчас бурно развивается искусство современного танца. Во Втором областном конкурсе эстрадного танца, недавно состоявшемся в Твери, участвовало 40 танцевальных коллективов. Когда я уезжал из города, их было всего три...