balet-3.jpg

Тверской областной еженедельник Караван + Я
Номер 26(329) от 26 июня 2002 года
Екатерина САРК

 

Балет был несбывшейся мечтой моего детства. Ребенком я с упоением смотрела на сцену, где под музыку порхали полувоздушные фигуры в белых пачках, и мечтала, что однажды мама отдаст меня в балетную школу. Но... мечты остались мечтами, так и не воплотившись в реальность. Однако тяга к танцу осталась, и представьте себе мое удивление, когда выяснилось, что в Твери открылась балетная школа... Настоящая балетная школа... Нет, сцена ждет меня вряд ли, но кто знает, вдруг чьи-то мечты смогут наконец осуществиться... Об этом и многом другом я и постаралась побеседовать с директором академии балета Дмитрием Нечаевым.


- Чтобы организовать академию балета, мало иметь просто желание. Что за всем этим стоит?
- Понимаете, я профессиональный танцовщик, потому танцы - это не только призвание души, но и профессия, позволяющая зарабатывать на жизнь. Я окончил Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой. В разное время его окончили Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, что, несомненно, говорит об уровне школы и преподавателей. После окончания училища я 10 лет провел за границей, танцуя на сцене. Наконец, я думаю, настало время передать накопленный опыт.
- Что ждет балет в Твери?
- Я уверен, что перспективы развития балета в Твери есть. Пока дальше самодеятельности в области танца развитие не идет, да и сама идея для Твери необычна. В своей академии балета мы пошли по другому пути - занятия строятся по типу хореографического училища, то есть регулярные занятия каждый день по несколько часов с небольшими перерывами. Но пройдет не меньше двух лет, прежде чем будут видны результаты занятий.
- Есть ли какие-либо жесткие критерии отбора в академию? Танцевать дано далеко не всем, а в балете в особенности...
- В саму академию мы принимаем всех детей без исключения. Но будет и специализированная труппа, которая станет набираться из наиболее талантливых и способных учеников академии.
- Я знаю, что иногда чтобы успеть, надо очень поторопиться. Довольно часто для достижения профессионального уровня в чем-либо необходимо отдать ребенка заниматься чуть ли не с пеленок. Есть ли такой возраст в балете?
- Если ставить задачу вырастить профессиональную балерину, то занятия лучше всего начинать лет с шести. И то никто не сможет дать гарантии, что это получится на сто процентов.
- А какие перспективы у 10-12-летних? Ведь это тот самый возраст, когда дети начинают проявлять самостоятельный интерес к каким-либо занятиям.
- По-хорошему, браться за балет лет в 12-13 уже поздно, если только для себя. Однако я сам пришел в балет достаточно поздно и потому на личном опыте могу сказать, что желание и упорство могут совершить почти невозможное. Но и сейчас ничего нельзя сказать однозначно: сегодняшняя "прима" в 12 лет через пару лет неожиданно может растолстеть и... прощай балет.
- А как появилась группа для взрослых?
- Это как шанс доказать, что балет - искусство не для избранных. Любой может прийти и попробовать. Взрослые же занимаются шейпингом, аэробикой для себя - это занятия из их же числа.
- Если я правильно поняла, взрослые вряд ли станут профессионалами, да и сцена - это тоже не для них?
- Да, артистов из них мы не делаем. Здесь ставится другая задача - чтобы они ушли счастливыми и не усталыми. Занятия должны быть интересными и не выматывающими - взрослые получают от балета скорее удовольствие, чем профессиональные навыки.
- Я так поняла, что все надежды балета в Твери вы связываете с детьми. Различаются ли их группы?
- Да, сейчас дети занимаются в двух основных группах: балет для начинающих и балет среднего уровня. В дальнейшем хотелось это разделение еще дифференцировать, разделив систему обучения в академии на четыре уровня, по годам обучения.
- А чему обучаются дети сейчас?
- Занятия проходят каждый день по три с половиной часа. За это время дети занимаются классикой, где происходит постановка движений, даются азы танца и сам классический балет, и современным танцем, где, соответственно, изучаются современные танцы различных направлений, без которых в современном балете уже не обойтись.
- Приходится ли ученикам академии в чем-либо себя ограничивать, например, считать калории в тарелке с едой?
- Я вообще противник ограничений как в режиме, так и в еде. Потому как помочь это все может достаточно мало, а вот навредить растущему организму - запросто. А если есть какая-то генетическая предрасположенность, скажем, к полноте, то никакая диета не поможет. Исходя из всего вышесказанного я не ввожу никаких ограничений.
- В занятиях вы выделили классику и современный танец, а как же народные танцы?
- Народные танцы - это тот же балет, только проще. Если мои ученики освоят азы танца и классику, то для них не составит особого труда танцевать и народные танцы, но учить им специально я пока не собираюсь, хотя не скрою, что очень люблю народный танец и сам с него начинал.
- И последний вопрос. Что вы пожелаете нашим читателям?
- Если вы хотите танцевать, приходите к нам в академию.