ask1.jpg

Тверское время
№ 8 от 14 июня 2002 г.
Евгений ШВАРЦ

Недавно в нашем городе появилась академия классического и современного балета. Ее создатель - наш земляк Дмитрий Нечаев, десять лет проработавший в профессиональных танцевальных труппах Америки.
По мнению многих, балет - это элитное искусство, требующее от человека не только уникальной работоспособности и силы воли, но и набора определенных природных данных, таких как растяжка, высокий шаг, подъем, координация движений. Поэтому для меня удивительным было узнать, что в тверской академии балета нет никакого конкурсного отбора. Мало того, Дмитрий помимо занятий с детьми организовал занятия со взрослыми любителями балета, которые с упоением изучают различные па.


- Дмитрий, вы считаете, что балетом может успешно заниматься любой желающий?
- Да, я видел массу таких примеров в Америке. У нас принято считать балет искусством избранных, тогда как это возможность для человека получить прекрасную осанку, сильные красивые ноги и хорошую координацию движений. Но прежде всего балет - это искусство, способное изменить душу человека, своего рода терапия. Ведь в балете важнее всего прямая спина и гордо поднятая голова, а когда человек «распрямляется» физически, то он и чувствует себя намного увереннее, повышается его самооценка. Академия балета создана наряду с уже существующими в городе самодеятельными танцевальными коллективами. На базе академии организован «Молодой балет Твери», куда попадут самые талантливые и работоспособные дети, желающие всерьез посвятить себя этому нелегкому искусству. Мне хотелось бы создать в городе настоящую профессиональную балетную труппу, способную соответствовать многим уже существующим в России театрам. Успешные примеры подобных трупп я видел в Америке.
- Дмитрий, нашим читателям будет, наверное, интересно узнать, как же развивалась ваша карьера?
- Мой пример - еще одно доказательство того, что сильное желание и работоспособность могут победить любые обстоятельства. Танцами я начал заниматься еще в детстве, затем - Высшая Ленинградская профсоюзная школа культуры, оттуда я сразу попал в армию, в ансамбль песни и пляски. В армии начал серьезно готовиться к поступлению в Ленинградское хореографическое училище. Я был настоящим фанатом балета, занимался по нескольку часов в день. Но, как вы знаете, в подобные училища всегда был огромный конкурс и большинство абитуриентов - девятилетние детишки. Вахтер даже не хотел меня пускать, но всеми правдами и неправдами я прорвался в приемную комиссию и уговорил преподавателей меня посмотреть. После всех вступительных экзаменов меня взяли сразу в шестой класс, и за три года я освоил программу восьмилетнего обучения. Ну а после - распределение в Донецкий театр оперы и балета. Когда мы были на гастролях в Америке, мне предложили остаться и поработать там.
- В чем, по-вашему, основное различие русского и западного балета?
- Русский балет - это прежде всего классика. «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта» - для многих русских людей балет ассоциируется только с этими произведениями искусства. Тогда как на Западе развиваются новые течения современного балета: джаз-балет, модерн-балет. В них наряду с балетными элементами присутствуют элементы гимнастики и акробатики. Американская публика очень предвзята, она требует всегда чего-то нового, американский зритель не пойдет два раза на один и тот же спектакль, поэтому нам приходилось ставить до восьми спектаклей в год, тогда как в репертуаре российских театров одни и те же спектакли идут по двадцать лет. Конечно, без хорошей классической подготовки невозможен ни один современный балет, поэтому за рубежом так популярны русские артисты. Но сейчас в противовес балетам - историям, таким как «Лебединое озеро», получают развитие бессюжетные балеты, одним из основоположников которых был Джордж Баланчин.
- Почему мы знаем многих русских артистов балета, прославившихся на Западе, таких как Барышников и Нуриев, но не знаем почти никого из американских танцоров?
- Американский танцовщик - это сильный профессионал, имеющий такой плотный график работы, который не позволяет выезжать на различные балетные конкурсы. В американском балете нет такого жесткого подразделения на солистов и кордебалет. Поэтому любой солист должен знать свою партию и партию кордебалета. Жесткий график не позволяет артистам долго входить в образ и репетировать, зачастую новые постановки ставятся за пол тора месяца. Иногда бывало даже такое, что, выходя на сцену, я просто не понимал смысла того, что я танцую. А когда смотрел тот же самый спектакль из зрительного зала, был просто потрясен красотой и силой постановок. Современный балет не призван объяснять все движения каким-либо определенным смыслом, он позволяет зрителю оторваться от реальности и погрузиться в мир прекрасной музыки и безграничных возможностей человеческого тела.